Корпоративная экономика и социальная жизнь
Изучение того, что сегодня в Европе принято называть системой местного самоуправления, приводит к следующему выводу: почти во всех нормативных актах и в Европейской хартии подчеркивается: местное самоуправление не есть децентрализация государственных функций, хотя фактически в большинстве случаев это результат именно децентрализации государственной власти как способа достижения цели. Самоуправление означает прежде всего эффективную ответственность каждого чиновника перед населением. Причем любой чиновник в территориальном самоуправлении может привлекаться к ответственности и при отсутствии каких-либо жалоб со стороны населения — на основании процедуры, с которой население согласно.
Самоуправление строится снизу для удовлетворения нужд и в интересах не только социальных групп, но и отдельных граждан. Задача государства — обеспечить возможность строительства, а не самому строить. Возможность — это материальные ресурсы, законодательные средства, защита порядка, самоуправления, построенного непосредственно гражданами.
Местное самоуправление опирается на определенные принципы, которые определяют сущность его модели. К ним относятся:
• ориентация на местные территориальные сообщества;
• разграничение полномочий между органами самоуправления разных территориальных уровней;
• разделение полномочий между представительной и исполнительной ветвями власти;
• наделение представительной власти распорядительными и контрольными функциями;
• самостоятельность и независимость в решении вопросов местной жизни в пределах своей компетенции;
• ответственность органов самоуправления перед населением, избравшим их.
Можно выделить следующие объекты и сферы осуществления местного самоуправления:
• общее управление и муниципальные нормы;
• управление муниципальной собственностью;
• назначение и сбор местных налогов;
• обеспечение общественной безопасности и порядка, в том числе содержание муниципальной тюрьмы;
• защита животного мира;
• организация дорожных работ и общественного транспорта;
• пожарная охрана;
• здравоохранение: больницы и родильные дома, амбулатории, службы оказания первой медицинской помощи;
• помощь в чрезвычайных обстоятельствах;
• пищевой контроль;
• гражданская оборона;
• образование: дошкольное, начальное и среднее, переподготовка, повышение квалификации, в том числе для иммигрантов, инвалидов;
• помощь на дому молодым матерям, беспомощным и старым людям;
• организация домов отдыха, центров социальной реабилитации, домов престарелых и инвалидов;
• социальное страхование;
• управление занятостью;
• городское пространственное планирование и регенерация;
• строительство дешевого жилья и земельная политика;
• водо-, электро- и газоснабжение, отопление;
• уборка улиц, дворов и мусора, уход за кладбищами, колумбариями;
• охрана окружающей среды;
• коммерция и торговля;
• религия;
• массовые коммуникации: пресса, радио, телевидение;
• культура: театры и концертные залы, музеи, галереи, библиотеки;
• спорт и отдых: стадионы, парки, открытые пространства;
• организация туризма.
Эффективность управления развитием МО и уровень его социально-экономического состояния, уровень качества жизни населения взаимозависимы. Поэтому особую важность имеет выбор, конструирование системы оценки деятельности системы управления МО и качества жизни населения (полученных результатов), используемые в них критерии по признакам и уровням.
Проблема синтеза интегральных оценок социально-экономического состояния МО (городов и районов) Российской Федерации не решается простым набором показателей. Более эффективна оценка значимости свойств каждого из элементов (показателей) целого. В этом случае центральной становится проблема веса каждого показателя (фактора).
Практика показывает, что факторный, регрессионный, корреляционный и другие разновидности анализа оказываются не корректны при описании, оценке состояний сложных систем. С увеличением числа анализируемых показателей (факторов) социально-экономического развития МО объем расчетов растет нелинейно, их надежность падает, а отклонения становятся существенными. Наиболее эффективными остаются модели, учитывающие три-пять показателей (факторов), а то и вовсе один - два, причем удачный выбор факторов чаще оказывается под силу не аналитическому алгоритму, а эксперту, который мыслит синтетическими образами, воспринимая объект-систему как динамичную целостность.
Отбор показателей для формирования индекса социально-экономического состояния МО (города, района) проводится по критериям их способности точно передать не только и не столько производственную активность, сколько формирование нового качества жизни.
Похожие работы: